р.СУНА
Август 2003
Маршрут (~100 км): пос. Поросозеро – пос. Линдозеро – пос. Койкары – пос. Гирвас (отбытие и прибытие – г. Москва)

Отчет

оз. Линдозеро


Содержание:


1.__ Справочные сведения о маршруте

2.__ Краткая общегеографическая характеристика района маршрута

3.__ Общее описание маршрута

4.__ Лоция маршрута

5.__ График движения по маршруту

6.__ Некоторые выводы и рекомендации

7.__ Как это было... или художественная часть

8.__ Общий фотоотчет


Вид туризма: водный

Район путешествия: Республика Карелия

Категория сложности – II

Уровень воды: средний

Общее время путешествия: 17.08.2003 – 25.08.2003

Маршрут: пос. Поросозеро – пос. Линдозеро – пос. Койкары – пос. Гирвас
(отбытие и прибытие – г. Москва, Ленинградский вокзал)

Протяженность водной части маршрута и продолжительность путешествия (активная часть):
~100 км и 6 ходовых дней

Способы передвижения, стоимость дороги:
-___от г. Москва до г. Петрозаводск – поезд Москва Октябрьская-Мурманск № 112Я (отбытие в 01:17 –
-___прибытие в 16:20, время в пути – ~15 часов, стоимость билета 476 р., расстояние 921 км);
-___от г. Петрозаводск до пос. Поросозеро – местный поезд № 680 ЧА (отбытие в 19:20 – прибытие в 01:52,
-___время в пути – ~6,5 часов, стоимость билета 127 р.);
-___от пос. Поросозеро до пос. Гирвас – сплав на байдарках (активная часть);
-___от пос. Гирвас до г. Петрозаводск – автомашина (стоимость 200 р. с человека, но это в лучшем случае…,
-___время в пути – 3 часа);
-___от г. Петрозаводск до г. Москва – поезд № 133 ЧА (отбытие 14:15 – прибытие в 04:11, время в пути – 14
-___часов, стоимость билета 444 р.).

Количество участников: 5 человек: 3 – «Таймень-3», 2– «Тритон»

Состав группы:

Кто есть кто
год рождения
Обязанности в группе









1.

2.

Кирилл и Татьяна Петровы

Петров Кирилл Петрова Таня

Петров Кир, Петрова Татьяна









1982

1981









капитан-лесоруб

кулинар-пассажир
(назадорущий)









3.

Дмитрий

Клепча Дмитрий









1984









капитан-ремонтник
.









4.

Шурик

Масгутов Александр









1982









матрос-универсал
.









5.

Николай

Самотаев Николай









1982









матрос-лесоруб
.

____Река Суна является одной из наиболее крупных рек Карелии и протекает в южном районе этой республики, граничащем с Финляндией. Исходя из данных приведенных в отчете за 2000 г. Константином Бекетовым «по общему перепаду высоты между истоком и устьем Суна практически не имеет себе равных в Карелии: исток реки (оз. Кивиярви) имеет отметку 354 м над у.м, а уровень Онежского озера – 33 м. Но этот факт не более чем географический казус: основное падение приходится на первые 10 км абсолютно не пригодных для сплава…». «Второй участок резкого падения – Нижняя Суна, ныне обезвоженная постройкой плотины в пос. Гирвас. На этом участке некогда существовали грандиозные  пороги-водопады Гирвас и Поор-порог; до настоящего времени «дожил» только Кивач, заметно растерявший былую мощь (один из крупнейших водопадов Европы, находящийся в 30-и км от пос. Гирвас). На эти три препятствия приходится основное падение Нижней Суны: 55 м из 65 м всего! На оставшейся, доступной для сплава части падение невелико – менее 1 м/км вне озер, которых на реке много, причем озера значительных размеров»[1].

____Для данного региона, как и для всей республики в целом, свойственны все черты умеренно-континентального климата с чертами морского. В то же время, хотя лето в Карелии считается прохладным, в августе в этом году стояла стабильная теплая погода с температурой, свойственной средне-июльской – 15,5-16,5 Со, мало того, практически не было и характерных для этого региона августовских дождей.

____Что касается лесного массива в прибрежном районе р. Суна, то здесь в целом преобладают хвойные леса – в первую очередь сосновые боры, хотя можно встретить и участки смешанного леса, редкие березняки, ель, липу, осину, ольху и др. Нижний ярус лесов составляет, как правило, мощный моховой покров, а говорить об обилии травянистых растений не приходиться. В то же время нельзя не отметить то изобилие ягод (черника, брусника) и грибов (в основном белые, подосиновики, реже лисички, сыроежки и др.) с которым пришлось столкнуться в этом году. По свидетельству местного населения, крайне хорошие урожаи грибов и ягод здесь бывают с периодичностью раз в 3 года.

____Как отмечается в специальной литературе, почвенный и растительный покров Карелии сформировался в послеледниковый период – район реки Суна ярко иллюстрирует этот период обилием крупных валунов, как в самом русле реки, так и по ее берегам. Особенно крупные каменистые образования встречаются ближе к концу маршрута – до впадения реки в оз. Лавалампи, а также в районе поселка Гирвас. Местами здесь можно увидеть почти скалистые отвесные берега.

____Прибрежная территория реки в значительной своей части представляет собой болотистую местность, покрытую осокой, тростником, камышом, а в верхнем ярусе – разреженным низкорослым, тонкоствольным лесом. Суна имеет болотистые берега особенно на промежутке от оз. Пяльвозеро до оз. Линдозеро, хотя место для стоянки найти при желании здесь можно почти всегда. На указанном отрезке пути река протекает в кочковатых болотах, леса начинаются лишь метрах в 50-и от реки и также заболочены, зачастую это сухостой из редко расположенных друг от друга осин, чахлых берез, посеревших сосен.

____Что касается разнообразия здешней фауны, то вопреки ожиданиям в районе маршрута нами не было встречено ни одного более или менее крупного дикого животного, хотя, судя по уловам одного из местных жителей, рыбой река изобилует. Что удивительно, практически не донимали и кровососущие насекомые (внимание на себя обращала, пожалуй, только мошкара).

____С точки зрения удобства заброски, выбранный маршрут можно считать вполне удобным: от станции Поросозеро до воды не более 2,5 км, а место стапеля (напротив большого острова около лодочных гаражей) представляет собой большую, ровную площадку, незамусоренную всяким вредным для тонких байдарочных шкур хламом. Однако, сам маршрут пролегает в глухой местности: на протяжении всего пути не считая места стапеля и антистапеля встречается всего два поселка – Линдозеро и Койкары, причем оба населенных пункта расположены на второй половине маршрута.

____Таким образом, указанный факт значительно затрудняет возможность прервать в случае необходимости путешествие и добраться до Петрозаводска или Кондопоги, а следовательно, затем и до Москвы. Вернуться в Поросозеро еще можно где-то на 23 км маршрута, от места, где в Суну впадает ее левый приток Каранга (через который переброшен мост). Здесь проходит проселочная грунтовая дорога, с крайне неоживленным движением. Второй вариант отхода еще будет возможен где-то на 38 км пути в районе урочища Кайдозеро (специфичный участок местности с отдельными постройками на берегу), где также через реку переброшен деревянный мост относящийся к проселочной дороге, переходящей, (если проехать по ней около 8 км в северо-восточном направлении) в ту же дорогу, что ведет в Поросозеро, а также связывает этот населенный пункт с пос. Линдозеро, откуда, в свою очередь, уже проще добраться до старого Мурманского шоссе и, соответственно, до Петрозаводска. Третий вариант – это сам пос. Линдозеро, расположенный примерно на 50-ом км маршрута. Таким образом, как видно, участки от ур. Кайдозеро до пос. Линдозеро и от Линдозера до пос. Койкары (почти конец маршрута – где-то 96-й км) практически не позволяют найти хотя бы минимально доступные варианты отхода с маршрута.

____Что касается возможности пополнить в пути продовольственные запасы то она также практически сведена к нулю. Стационарных магазинов ни в пос. Линдозеро ни в Койкары нет. Однако, есть шанс, попав в Линдозеро совпасть с приездом сюда продуктовой лавки. Лавка бывает здесь по средам с 15:00 до 18:00, причем торговля ведется с учетом спроса местного населения, поэтому излишков для туристов может и не остаться. Так что только в пос. Поросозеро и пос. Гирвас можно найти приличный магазин с минимально необходимым ассортиментом продуктов. В Гирвасе, например, находится даже несколько магазинов, однако цены здесь не отличаются от московских. Важно заметить, что в 2-х км севернее Гирваса есть также и отделение почты. На протяжении маршрута нет ни аптек ни каких-либо медпунктов (аптека и медпункт имеются в пос. Гирвас недалеко от отделения почты, которое также находится непосредственно в поселке - прим. msg).

____В конечной точке маршрута – пос. Гирвас, проблем с поиском места антистапеля нет. Остановиться для разбора байдарок, просушки шкур и сбора рюкзаков можно практически в любом месте возле плотины. Отъезд из Гирваса, в отличие от прошлых лет, также не должен составить особого труда. Во-первых, здесь неплохо налажено движение рейсовых автобусов как до Кондопоги так и до Петрозаводска, а во-вторых, в дневное время на трассе можно поймать машину. Однако, теперь через Гирвас проходит уже старое Мурманское шоссе, основной же поток движения на Петрозаводск сместился на новое Мурманское шоссе, проходящее примерно в 10 км от поселка. Указанное шоссе проходит сейчас через Кондопогу и маркируется как трасса М-18, Е-105, однако на картах до 2001 г. включительно так обозначается старое шоссе, а участок нынешней новой трассы (то есть от Гирваса на Кондопогу и Петрозаводск) обозначен как дорога без покрытия.

____Машину можно найти также и в поселке, благо более или менее приличный автомобиль, подходящий для перевозки туристических групп здесь всего один – белый «Мерседес»-фургон, его, собственно говоря, и следует искать (если день будний, можно также раздобыть на местном лесозаготовительном предприятии какой-нибудь грузовичок - в прошлом году нам за какие-то смешные деньги выделили кунг ГАЗ-66 - прим. msg). Нас подвозила сестра владельца «иномарки» на 111 «Ладе» что, как очевидно, не приемлемо для групп, в составе которых более 5 чел. Расстояние от пос. Гирвас до Петрозаводска составляет примерно 100-105 км.

____Важно также отметить, что маршруты по Суне, включая выбранный нами, считаются довольно популярными среди туристов, однако, на нашем пути встретилась всего одна семейная группа, что, вероятно, объясняется не совсем подходящим для путешествий по Карелии августовским периодом.

____И в заключение, что касается стоянок на реке и ее порогов. Уже отмечалось, что берега Суны на выбранном участке реки в большинстве своем болотистые, поэтому стоянку следует начинать искать за 1-1,5 часа до конца сплавного дня, что практически наверняка даст свои позитивные результаты. Уже освоенные, популярные места стоянок на Суне, во-первых, как правило, не отличаются чистотой, а во-вторых, (особенно в начале маршрута) такие места хорошо известны всяким местным «лиходеям» и к спокойному умиротворенному отдыху в конце сплавного дня не располагают, ввиду чего нас интересовали мало. В середине маршрута уже можно встретить пригодные для установки палаток рыбатские местечки. Встречаются и зимовья – ухоженные избы, где, в случае чего, можно найти и спички и соль и даже топоры (одно из таких зимовий находится на мысу в 1,5 км ниже впадения в Суну ее правого притока Иляноя (где-то 30-й км маршрута). Лагерь, как правило, можно разбить и около встречающихся на протяжении всего пути печей-каменок, сложенных для организации бани.

____Необходимо отметить, что выбранный для маршрута участок реки изобилует порогами – их здесь около 30. Подавляющее большинство из них, даже при среднем уровне воды на реке – это полноводные пороги (исключение составляет, разве что, порог Сухой) не превышающие КС-II. Около 30% из них все же требуют просмотра, хотя, при наличии опыта и отсутствии особо бережного отношения к средству сплава, в общем, могут быть пройдены сходу и особой сложности не представляют. Скорость течения реки в среднем не превышает 3-х км/ч, однако, как это очевидно, она значительно выше на порожистых участках Суны, ввиду чего важно отметить, что часть маршрута от пос. Линдозеро до пор. Ледяной (около 23-х км пути) проходится при отсутствии происшествий значительно быстрее прочих участков ввиду концентрации именно здесь наибольшего количества порогов из числа всех имеющихся на маршруте (14 порогов, а один лишь пор. Длинный (Каменный) простирается более чем на 1,5 км).

____Приводимая ниже лоция маршрута дана для средней воды и содержит характеристики только наиболее существенных препятствий, встречающихся на пути.

Дата / ходовой день
№ препятствия / нахождение на маршруте (км от пос. Поросозеро)
Название препятствия
Ориентиры
Характеристика
18.08.03/1
1/6-ой км
пор. Пристанский
___Находится в 4-х км от конца пос. Поросозеро; по правому берегу около порога проходит проселочная дорога.
___Порог образован на сужении реки (с 200 м до 30-35 м); скорость реки здесь около 0,7 м/с; валы и буруны достигают 0,6 м (только в первой ступени).

___
Просмотр порога возможен как по левому, так и по правому берегу. Наиболее оптимальным является прохождение порога по центральной струе, можно пройти и держась левого берега (но здесь придется слегка маневрировать обходя камни), справа проход преграждают еле торчащие из воды валуны. Порог имеет две ступени, вторая расположена в 80 м от первой на повороте реки влево. Первая ступень – 15 м, вторая 20-25 м. Технически прохождение всего порога сложности не представляет.
.
2/7-ой км
пор. Валазменский
Через 800 м
___Вход в порог предваряется красивой уютной бухтой, с возвышающимися над водой каменистыми берегами, покрытыми сосновым бором. Начало порога, с воды выглядит слабой шиверой, обманчиво провоцирующей пройти порог сходу. На самом деле это наверное самый мощный порог на всем маршруте, ввиду чего требуется его просмотр, который возможен как по левому так и по правому берегу.

___
Мощный поток воды здесь прорывается между высокими берегами сужающегося в пороге и слегка поворачивающего влево русла реки. Ширина порога не более 20 м. а валы в его середине могут достигать 0,9 м. Проходить пор. Валазменский следует держась левее от центра, так как справа в самой гуще порога находится большой абсолютно незаметный с воды валун. Держаться центра и правого берега в пороге нежелательно, так как в его конце течением судно может вынести на гряду подводных камней. В целом порог глубокий и полноводный. Его общая длина приблизительно 100-150 м. После порога река разливается широким плесом с небольшими островами.
.
3/8-ой км
порог
Через 750-800 м
___Данный порог возникает в протоках реки, огибающих последний из находящихся здесь трех островов. Порог не является сложным в прохождении, однако, во всяком случае в правой протоке он завершается множеством лишь слегка прикрытых водой подводных камней и обливняков. Поэтому проходить его лучше предварительно разгрузив байдарку. Также следует отметить, что в пороге достаточно мощное течение, а в его завершении река почти сразу становится глубокой. (Именно здесь был аккуратно загнут об валун наш «Тритон»…)
19.08.03/2
4/8-ой км
пор. Мельничный
Через 250 м











___
После"порога $ через 2 км река широко разливается образуя оз. Пяльвозеро.
___Порог начинается слабой шиверой, и сам по себе бурным не является. Однако его прохождение все же требует предварительного просмотра, так как в русле реки здесь много крупных обливняков и подводных камней, незаметных с воды. Просмотр возможен по обоим берегам. Прохождение порога –0это маленький «слалом», что требует внимания и правильного выбора траектории движения. Сначала необходимо уйти к левому берегу не прижимаясь к нему, а затем, перед тянущейся от него грядой наваленных(в русле камней, – к правому,  после чего идти в слабовыраженной основной струе (то есть ближе к правому берегу).

___
При движении по Пяльвозеру необходимо держаться левого берега.
20.08.03/3

21.08.03/4
5-10/І4-37-й км
___Каскад порогов, начинающийся с пор. Маркотькоски
___Начало участка у большого острова, перед впадением в Суну левого притока Каранга, завершение – у деревянного моста через(Суну (ур. Кайдозеро) Ё
___Указанный участок маршрута не является непрерывной цепью порогов или перекатов, а лишь начинается и завершается ими. И хотя здесь несколько именных порогов все они проходимы сходу и не ягляются технически сложными. Наибольший интерес представляет каскад порогов в 2-ух км после пор. Маркотькоски образующихся за счет убыстрения течения реки в протоках между несколькими небольшими островами. Валы здесь могут жостигать 0,6 м. Пороги в протоках немноговодны поэтому их прохождение желательно с высадкой части экипажа. Приличные валы и в пороге под мостом, где пройти можно только через левый пролет. Пороги Коссаниски и Корбикоски находятся в 800 м друг от друга и являются длинными многоступенчатыми полноводными порогами также проходимыми сходу.
.
 
11-15/38-43-й км
___Порожистый участок реки; разлив реки и потеря основного русла среди множества островов
___Начало участка через 1 км после моста; завершение – ряд маленьких, поросших камышом островков, предшествующих 4-х км островному отрезку пути, предваряющему вход в оз. Линдозеро
___Данный отрезок пути начинается каскадом перекатов, а наиболее серьезные пороги здесь лишь в конце – это пор. Лебикоски и ряд порогов сразу следующих за ним. Сложность состоит в том, что пороги достаточно протяженные – около 2-ух км, причем расположены на повороте реки и с воды все сразу не проглядываются. Поэтому, не являясь технически сложным, прохождение данного участка реки желательно с предварительным просмотром.

___
Другим осложняющим продвижение по маршруту моментом здесь может стать большое количество островов в расширении русла реки перед впадением в Линдозеро. Чтобы не потерять время, плутая среди островов, нужно придерживаться правила – всегда идти вдоль левого берега и лишь при входе в оз. Дяньгаслампи уйти направо.
22.08.03/5




















































________
16-29/58-75-й км



















































____________

70-75-й км
___Наиболее сложный участок маршрута изобилующий порогами















































____________
___Начало участка через 1,2 км после моста в пос. Линдозеро (пор. Уйтоженкоски); завершение – 400 м после впадения в Суну ее левого притока Деяоя (последняя ступень порога Ледяной)





























___
Пор. Сухой начинается практически сразу за красивым разливом реки с множеством торчащих из воды каменных глыб и валунов.
______________
___Этот участок содержит 14 порогов (почти все именные) из 29 всего присутствующих на маршруте. Особого внимания заслуживают: пор. Уйтоженкоски, пор. Шильмятоикоски, пор. Сухой, пор. Длинный (Каменный), пор. Руозмикоски и пор. Ледяной.

___
Пор. Уйтоженкоски (около 120 м), являясь первым на данном участке, сразу показывает чего следует ждать от всего дальнейшего пути вплоть до пор. Ледяной. В пороге достаточно высокие валы 0,5 – 0,6 м, иных затрудняющих его прохождение элементов нет. Проходить следует держась чуть правее середины реки, хотя порог проглядывается с воды. Порог полноводный, крупных обливных и скрытых камней в пороге практически нет. После него река резко уходит влево.

___
Пор. Шильмятойкоски один из самых интересных в прохождении. Здесь также встречаются высокие валы, однако, есть и слабо заметные с воды обливные камни, что обуславливает необходимость предварительного просмотра порога. Прохождение следует начать держась немного левее центра реки, потом уйти вправо и затем, резко влево, стремясь попасть в узкую бурлящую протоку-струю образующуюся между левым берегом и слегка прикрытой водой грядой крупных валунов. Именно «слалом» на этом 180-и метровом отрезке реки должен стать залогом успешного прохождения порога.

___
Пор. Сухой – сплошная неприятность, хорошо что он один такой на маршруте. Порог полностью оправдывает свое название – пройти даже в среднюю воду без высадки части экипажа или разгрузки байдарок невозможно. Протяженность порога около 270 м.


________________________________

___
Пор. Длинный (Каменный) назван так тоже неслучайно – он самый длинный на маршруте. Сплав по нему напоминает приятное времяпрепровождение в кресле-качалке. Прямой полуторакилометровый участок реки не требует ни активной работы веслами ни напряженного внимания к выбору курса движения. В то же время порог полноводный и байдарка здесь часто проходит сквозь высокие валы.

___
Пор. Руозмикоски плохо обозначен даже на километровой карте – по ней ничего нельзя сказать ни о его длине, ни о количестве ступеней, однако именно он является одним из наиболее трудных и увлекательных порогов на маршруте, недаром здесь мы получили приличный прорез шкуры. Это бурный полноводный порог с сильным течением, где основным препятствием являются крупные незаметные с воды подводные и обливные камни. Просмотр необходим. Движение в пороге представляет собой слалом. Держась левее центра в начале порога, ближе к его середине следует уходить вправо – основная струя здесь выражена достаточно четко. Протяженность порога около 115 м.

___
Пор. Ледяной – после пор. Валазменский (см. начало лоции) занимает почетно второе место как по мощности бурлящего потока так, соответственно и по сложности прохождения. Порог протяженностью около 150 м имеет три ступени плавно переходящие одна в другую. Наиболее опасной является последняя ступень, расположенная на повороте реки. Эта часть порога образована значительным перепадом высот в русле реки. Валы достигают 0,9 м, из-за которых с воды невозможно увидеть крупные обливные камни.

___
Обливняки не позволяют нормально пройти порог по центру и справа, поэтому необходимо держаться левого берега. Просмотр также возможен по высокому левому берегу. При прохождении порога на валах груженую байдарку иногда бьет о камни, поэтому, так как это последний порог на маршруте (дальше только долгая гребля), есть смыл осмотреть средства сплава остановившись на правом или левом берегу (незаболоченная береговая полоса позволяет это сделать).
Наиболее серьезные пороги и препятствия: пор. Пристанский, пор. Валазменский, пор. Мельничный, пор. Сухой, пор. Шильмятоикоски, пор. Руозмикоски, пор. Ледяной.

График движения по маршруту – можно с успехом ипользовать в походных условиях: в качестве карта ничуть не потеряла, зато в удобстве приобрела.
.
18.08.03. – начало сплавного дня – пос. Поросозеро; конец дня – стоянка на правом берегу за 250 м перед пор. Мельничный (последний порог перед оз. Пяльвозеро); пройдено около 8,5 км; без дождей.

___
Происшествия: на перекате, находящемся за 250 м перед пор. Мельничный, сел на подводный камень «Тритон». Потоком воды байдарка была загнута о камень, в результате сломалась одна и каркасных труб кильсона и погнулось несколько стрингеров. Экипаж байдарки не пострадал.

19.08.03 – полудневка; начало сплавного дня – пор. Мельничный; конец дня – вход в оз. Пяльвозеро, стоянка на левом берегу; пройдено не более 2,5 км; без дождей; происшествий не было.

20.08.03 – начало сплавного дня – оз. Пяльвозеро; конец дня – стоянка по правому берегу на мысу в 1,5 км ниже впадения в Суну притока Иляноя, то есть где-то 32-й км маршрута; пройден 21 км; кратковременные дожди днем и непрекращающийся дождь ночью.

___
Происшествия: на пор. Маркотькоски (24-й км маршрута) прорез шкуры на «Таймене-3».

21.08.03 – начало сплавного дня – указанный выше мыс; конец дня – большой мыс «закрывающий» оз. Линдозеро в 1 км от поселка; пройдено 18 км; всю вторую половину дня небо затянуто грозовыми облаками, дожди прошли стороной; происшествий не было.

22.08.03 – начало сплавного дня – пос. Линдозеро; конец дня – стоянка по правому берегу не доходя 1,5-2 км до впадения в Суну р. Семча; пройденный участок пути составил примерно 29 км; без дождей.

___
Происшествия: на пор. Руозмикоски прорез шкуры на «Таймене-3».

23.08.03 – полудневка; начало сплавного дня – указанное место стоянки 22.08.03; конец дня – пос. Гирвас; пройдено 12 км; кратковременный дождь; происшествий не было.


Итого: из 8,5 дней похода, время прохождения маршрута составило 6 суток.

____Ну потерпите, еще немножко официоза по поводу карт, отчетов, ремнабора, продовольствия и т.п. Во-первых, карта масштаба 1:200000 (у нас был атлас «Республика Карелия» – СПб., состояние местности на 1986–2001 гг.) конечно же дает общее представление о маршруте, но, например, многие пороги внимания редакторов атласа удостоены не были, в частности речь идет о достаточно крупном пороге Руозмикоски. Поэтому, лучше брать что-нибудь помельче, например, замечательную карту «Гирвас-Спасская губа» масштаба 1:100000, вышедшую в издательстве «Аэрогеодезия» – СПб., в 2002. Помимо удобного масштаба здесь уже полностью отмечено новое Мурманское шоссе. Единственный недостаток в том, что эта карта не охватывает первые 27 км маршрута, однако, как уже отмечалось 90% всех порогов находятся дальше и на карте все они подробно отмечены.

____Во-вторых, что касается отчетов, то как показала практика все, что вышло в свет до 1995 г. безнадежно устарело. Так, читая отчет 1993 г. создалось впечатление, что речь идет о какой-то другой Суне с другими порогами (не соответствуют нынешним даже некоторые названия порогов), другими шиверами и непонятно откуда взявшимися бочками. Видимо за эти годы русло реки действительно претерпело определенные изменения. Следует еще раз отметить, что все сказанное выше в лоции маршрута относится к средней воде – в таких условиях на реке нет ни бочек ни иных сложных препятствий, требующих серьезных технических навыков от членов экипажей. Вообще, на мой взгляд, выбранный маршрут идеален для организации водных походов с участием групп, не имеющих большого опыта категорийного сплава.

____О ремнаборе говорить излишне, каждый и так знает, что следует запасти на экстренный случай, однако, хотелось бы поделиться личным открытием – очень хорошее впечатление произвел «Клей универсальный 88 Luxe водостойкий» (производитель НПП Рогенда). Схватывает «рану» моментально, а заплатки потом и руками не отдерешь (правда не подходит для ПВХ).

____Нельзя не сказать пару слов и о микрореволюции произошедшей в последние пару лет в походном рисо-гречко-кашеварении. Внимание!!! теперь не надо драить обмерзшими пальцами каны с пригоревшими к ним комками неудавшегося обеда. Речь идет о рисе, гречке и др. готовить которые надо бросая в воду запакованными в пакет. Тут есть еще одна дополнительная польза – оставшийся после отвар можно использовать как кипяток для чая (гурманов и ценителей чистого чайного вкуса это не касается) или, на худой конец, как воду для мытья посуды.

____Что касается выбранного для похода времени, то есть вторая половина августа, то все этим обстоятельством остались довольны. Тихо, уже проглядывает осень, в то же время даже по ночам еще не холодно, почти не донимают комары, да и пора дождей, которую нам сулили перед уходом все же еще не началась.



7. КАК ЭТО БЫЛО…

ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ




…Вот уже два месяца минуло, на дворе глубокая осень, хотя…. хотя уже тогда как-то все вокруг напоминало о ней, тихо, задумчиво, как будто вспоминая все детали немного подзабытого за год обряда великого ухода, готовилось к наступлению этого важнейшего времени года. В лесу сыро, но еще тепло и по вечерам ненадолго мы пару раз залезали в воду искупаться в последний раз в это лето. На реке полноводно и уже почти не вьются комары и мошкара, – одним словом, стояли последние дни августа. Но это было потом…

Все начиналось как обычно: на работе поджимают сроки, мы с Сашкой ничего не успеваем, Таня с сыном еще на даче, но все нутро уже давно готово реализовать известный призыв «кати-кати-кати...катись, катись подальше от начальства и хлопот, трудней ему без нас, а нам наоборот», тем более что билеты уже аккуратно лежали в стопочке в ящичке и наилучшим образом стимулировали побыстрей со всем расквитаться. Отпуск с 15-го числа, на 17-е куплены билеты и лишь 12-го находим через veslo.ru недостающего члена команды – Дмитрия, с которым договариваемся встретиться уже в Петрозаводске. В итоге нас пятеро. В последнюю ночь перед отъездом шьем фартук и юбки на Т-3 по собственной выкройке, однако, с размерами-таки чуток промахнулись (это выяснилось уже на воде…).

.
Ночной поезд, сквозь сон проплывают станции и полустанки… как обычно чай, белье и как не обычно замечательный проводник – парень лет двадцати пяти, расхаживавший по вагону в домашних тапочках и вежливо предлагавший чай.

В Петрозаводске сыро, моросит дождь. Мы, присыпав платформу грудой вещей ждем пока рассосется толпа людей прибывших с нашим поездом. Момент, надо сказать, был несколько напряженный – нас должен был встретить Дима, приехавший по нашим расчетам сюда из Питера . на . четыре . часа . раньше. . У . него . одна . из . двух . байдарок, . таким . образом, .. не
встретившись, нам грозило испытывать в Суне на прочность Таймень-3, забравшись в нее вчетвером. Да и пообщавшись с Димой по телефону очень захотелось с ним встретиться в живую. Но вот кто-то такой, по которому сразу можно сказать, что он – турист, бежит по перрону явно кого-то выискивая. Это был тот, кто нам нужен.

Не встретив сложностей с приобретением билетов на поезд до пос. Поросозеро в 2 часа ночи мы были на месте. В поезде развлекались очередной отечественной головоломкой – «фотоаппаратом любительским Зенит 312-М» Нет, нет, мы не фотографировали, что вы… – фурор произвел скрытый механизм открытия задней деки агрегата (для смены кассеты). Сразу отметим, (а то подумаете чего лишнего…), что фотографов среди нас не было, а модель была никому не знакома, засим резюмирую: по итогам полуторачасовой битвы твердую победу одержали представители гуманитарных специальностей, хотя среди нас был настоящий технарь из МИФИ (Коля). Механизм был найден, дека вскрыта, пленка заменена (во истину торжество ума, так как изначальный подход к проблеме с ножом в руках, позитивных результатов не дал).

Большой неожиданностью был для нас «радушный» прием, оказанный местным пограничником (да, да, в единственном числе!). Страж границы заявил, что мы почти на границе, но мы то знали, что до границы еще как до канадской границы, а приграничная зона поселок Поросозеро не затрагивала. Короче, всегда надо знать, где проходит граница, а то придется платить…. нам вот не пришлось, хотя по головам нас пересчитали и по паспортам переписали. Если окажитесь в местном погранучастке (комендатуре) не удивляетесь – да, это простая изба, правда, большая, а на заборе около избы две неокрашенных красноармейских звезды, короче все свидетельствует об упадке, оставшегося от мощной державы наследия…ладно, я не об этом. Зато до комендатуры пограничник довез меня на мотоцикле, любезно предложив захватить с собой какие-нибудь вещи… (что не могло не насторожить)… недолго думая в мотоцикл была погружена Т-3 (ха, ха)… Вообще фигура хранителя рубежей Родины вызывала недоверие, хотя документы (в темноте) он и предъявил – телогрейка, старая потертая фуражка с какой-то эмблемой, явно неформенные штаны. Ну да ладно, пограничник был щупловат, а о том, что здесь действительно переписывают паспортные данные приезжающих туристов мы успели узнать у отъезжающей этой же ночью из пос. Поросозеро группы водников.

Едем мы едем, а он все истории рассказывает да не так, за жизнь, а про то, как местные ухари туристов обижают. Дальше больше – в участке два молодца, явно местные, и вообще глубоко неофициальная атмосфера. Ну делать нечего, протягиваю паспорта, поглядываю на присутствующих, рассказываю кто мы такие, откуда приехали, спрашиваю когда светает, отвечают через два часа. Переписывает, значит он данные, и вдруг его как осенило – на лице проснулось выражение человека, которому представилась возможность навсегда остаться в истории, встав в один ряд с легендарным Р. Зорге. «Вы у нас уже были недавно, молодой человек,…тааааааааакс…» – с чувством глубокого подозрения и удовлетворения протянул пограничник. Да нет, говорю, мы к вам впервые приехали. «Нц, нц, нц, нехорошо, молодой человек, обманывать. Я ВАС УЗНАЛ!». Я понимал, что даже если бы мы здесь действительно уже были и пусть даже не один раз, то это ни нас, ни, главное, его ни к каким официальным действиям не обязывало – поселок Поросозеро зона открытая! Но, неприкрытая, вышколенная интонация «А…!!! мать твою, попался голубчик!», прозвучавшая в словах пограничника «я вас узнал», заставила почувствовать себя человеком, у которого с агентурным прошлым все кончено, а впереди небо в модную крупную клетку. Я стал отпираться… наивный аргумент, что, мол, если не верите, спросите у ребят (они ждали меня у ворот этого заведения), вызвал здоровое глумливое гоготанье.

Через некоторое время мне небрежно были протянуты наши паспорта, пограничник стандартно пожелал счастливого пути, а также заботливо посоветовал побыстрее становиться на воду и плыть, плыть, плыть отсюда подальше, как минимум до Валазменского. Мы так и сделали. На рассвете наши суда уже выходили из зоны поселка, впереди густо стелился туман, и все немного успокоились.

Фактически первая стоянка была уже в этот же день (18 августа) на пороге Пристанский, поскольку не спавши всю ночь проходить порог никому не хотелось. Кстати отличное место для лагеря, позволяющее всецело просмотреть данный порог находится на правом берегу, непосредственно перед ним. Голодные и уставшие от недосыпа, кое-как разбив палатки и перекусив мы один за одним падали скошенные сном. Наиболее стойкие все же проиграв в борьбе с сонливой напастью в позе «калачик-classic» не доходя до палаток оставались лежать у костра (это были Дима и я – мы долго пришивали самопальный фартук к бортам Т-3, растягивая его до нужного размера, а затем не давала заснуть возникшая интересная беседа, собственно, ближе познакомиться удалось только сейчас). Этой стоянкой объясняется и то смешное расстояние, которое мы прошли в этот день.

Однако, не в длине маршрута счастье, а в его всПУЧИНАсти – в тот же день воодушевленные сном и успешным прохождением Пристанского мы сходу, не подозревая, что это ОН, влезли в Валазменский и только чудом прошли его слету. Этот милый монстр начинался легким, не предвещавшим никакой категории (КС) пузырчатым бульканьем, однако, по мере поступления нас в порог бульканье становилось шиверным бурлением, ну а дальше па…ехали! Отличный порог, но просматривать надо было, лопухнулись мы…так что, да… ну… бывает. Вторая команда на «Тритоне» успела-таки выскочить перед порогом и просмотреть его, так что в целом все прошло удачно.

Программа на этот день была насыщенная и Валазменским не ограничивалась – тогда же нами:
__-___был загнут об валун наш «Тритон»;
__-___была осуществлена его разгрузка в потоке (так что все накупались, на полпохода вперед);
__-___проведены нырки за фотоаппаратом «Зенит 312-М» (труп этой технической загадки (см. выше) был
__-___высушен на костре, однако, впоследствии заплесневел…, и по назначению «Зенит» уже не
__-___использовался, однако, выброшен не был, во-первых, как память, во-вторых, исправно продолжал
__-___работать пресловутый и ставший родным скрытый затвор задней деки фотоаппарата);
__-___было найдено почти в темноте место для стоянки.

Проснулись поздно, пока отремонтировали «Тритон» и позавтракали-пообедали солнце уже успело пройти половину своего дневного пути, мы же в этот день не прошли и третьей части нашего. Оставив за собой пор. Мельничный, мы часик поковыряли веслами оз. Пяльвозеро и легли баиньки, до следующего дня, ведь сразу бросаться в походный ритм жизни ни в коем случае нельзя, да и дождик заморосил…

.
Однако, именно в этот день мы воистину оценили, что такое грибной рай. Эти «белые» мешали ходить – сначала, потому что каждые пять секунд заставляли наклоняться и набивать ими карманы, майки, анараки и т.п, потом, потому что приходилось постоянно смотреть под ноги, дабы не дай бог не растоптать такую красоту. Уже после похода мы узнали, что в этом году в Карелии небывалая урожайность породистых грибов даже по местным . меркам. .Многие . деревенские .жители, . благодаря .этому . подарку .природы . и
предприимчивым финнам во многом смогли улучшить даже свое, как правило, тяжелое финансовое положение – по Карелии повсеместно производились закупки (приезжали финские фуры) отборных (шляпка гриба до 9 см. в диаметре) «белых» грибов по 48 р. за 1 кг. Люди за день сдавали по несколько больших мешков этих столь редких и некогда желанных для нас даров природы.

Третий день наконец-таки прошел в нормальном режиме – встали рано, прошли запланированный отрезок маршрута, хорошо покушали, погуляли в окрестностях лагеря, набрели на рыбатский домик и уже как обычно насобирали много грибов. Вообще, с этого дня все как-то встало на свои места и даже проклейка по стрингерам на Т-3 появилась… пластырем… и чья-то пенка была разрезана на кусочки и проложена межу шкурой и каркасом. Так что формальные действия по подготовке байдарки к маршруту были завершены только сейчас. Тогда же было установлено, что сколько клизме по реке не сплавляться, а в руки водника она все равно попадет, хотя, говорят, что по законам математики вероятность такого события 0,000…001: в начале дня наша оранжевая спутница бултыхнулась за борт и пошла вниз по течению, так мы с ней и распрощались, однако, каково же было наше удивление, когда ближе к концу дня мы повстречали группу водников из трех человек (как потом выяснилось единственную кроме нас на маршруте), один из которых очень кстати спросил, не мы ли потеряли клизму (действительно кому еще кроме водника на реке может понадобиться клизма?).

До самого порожистого участка оставался один гребной день. В этот самый день нам на пятки все время наступала здоровенная грозовая туча, слегка подмачивая периферийным дождичком, но если бы она нас накрыла полностью, то это было бы .мокро, очень мокро, так как .горизонт за .нами .исчез .уже с .утра, вместо

.
него была монолитная стена клубящихся черно-серых, туче-дождевых масс, дьявольски озаряемых изнутри свечением молний, сопровождающихся раскатистым громом. Но все обошлось, туча повернула налево, мы же, следуя нитке маршрута – направо, так что разошлись как в море корабли. И действительно как в море, ведь этот день мы завершили на оз. Линдозеро – огромном и одном из самых живописных озер на маршруте.

А дальше в памяти остались только пороги, нам предстояло в один день преодолеть 14 препятствий из 30 возможных. Особенно, как будто на прощание, впечатлил последний из них – пор. Ледяной. Было в нем что-то родственное с Валазменским, также влетели в него с ходу, также в начале он ничего приличного из себя не представлял…но потом…у…у… месилово одним словом (по общемаршрутным меркам конечно же).

Последний день. Сначала солнце. Весело и грустно одновременно. Методично выгребаем оз. Викшозеро. Таня оглашает водные глади плачем о закончившихся сладостях (в данном случае имеет место острая форма зависимости). Затем стал накрапывать дождь, свернули налево, вот и дамба поселка Гирвас. Сошли на берег, начали потихоньку собираться, «ну вот и все …» вертится в голове.

Собирая байдарки вприкуску с бутербродами мы и не подозревали, что законы рынка безотказно работают даже в затерянном на карте поселке Гирвас. Как только рюкзаки и байдарки, готовые к дороге домой, были выстроены в ряд, к нам с трассы свернула 111 «Лада». За рулем была женщина. Она была из местных, и как выяснилось, ее семья промышляет этим бизнесом (заброска туристов) уже несколько лет. Собственно, это была вообще единственная возможность уехать в Петрозаводск в тот же день, поскольку больше машин в поселке не оказалось, а трасса под вечер практически совсем опустела, так что на попутку мы тоже уже не рассчитывали. Однако, предприимчивая женщина договорившись на определенную сумму, попросила подождать ее полчаса (ей зачем-то нужно было заехать домой) мы же, довольные случившейся оказией а также ценой, конечно же согласились подождать. Время шло, прошел уже час, стемнело.

Свет фар был встречен с радостью и в то же время с легким раздражением, но каково же было наше удивление, когда выяснилось, что после получения компетентных указаний своего брата женщина решила значительно поднять цену. «Но мы же договорились!» восклицал я, «не хотите, ищите другую машину» был нам ответ. Очевидно, что ждать нам пришлось бы как минимум до утра….Сумма была заплачена, вещи (4 рюкзака, каждый не менее 80 литров и две байдарки) и 6 человек (с водителем) усаживаясь внахлёст как-то влезли в 111-ю, машина тронулась. Но в дороге обида растворилась, о деньгах забыли, а женщина провела интересную «экскурсию», рассказывая что за темные силуэты зданий проплывают мимо, в какие населенные пункты разбегается наша дорога, что за озера мы пересекаем и вообще как здесь люди выживают, с какими трудностями наш русский человек сталкивается на периферии (ну и тяжелый же осадок рассказы эти оставили. Во многом ради таких рассказов из первых уст, и стоит ходить в походы…).

В 00:00 мы уже были в Петрозаводске (надо сказать, что в городе цветет и пахнет ночная жизнь, особенно на центральных улицах – здесь даже открыты многие магазины). Нам, москвичам, поезда пришлось ждать до середины грядущего дня, а Диме удалось найти утренний автобус на Питер. Проводив собрата по походу, мы, сонные и разбитые, вернулись на вокзал. Преобладало подавленное состояние… и черт с ним со сном, просто как-то уж очень печально перекликались сентиментальные тепловозы, просто это был последний день последнего в этом году водного похода….

22.11.2003 Петров К.В.
Хостинг от uCoz